Агрессивное поведение является одной из форм реагирования индивидуума на различные неблагоприятные жизненные ситуации (в физическом/психическом отношении), вызывающие фрустрацию, стресс, чувство неудовлетворенности и др. Психологически агрессивное поведение является одним из способов разрешения различных проблем, связанных с защитой чувства собственной ценности, сохранением индивидуальности, повышения уровня самооценки и притязаний, усилением/сохранением контроля над окружением, значимым для субъекта.
Агрессия, способствующая поддержанию жизни (оборонительная агрессия, творческая агрессия, психологическая разрядка). Это контролируемая агрессия. Такое агрессивное поведение может направлено на преодоление человеком препятствий, наступление, противодействие, психологическое давление на другого человека, однако при этом, умысла причинения боли, зла, страданий или ущерба нет.
Злокачественная (неконтролируемая) агрессия, не имеет отношения к сохранению жизни (агрессия, как самоутверждение, т. е. движение в направлении цели без страха, промедления, и сомнения).
Основоположник психоанализа З. Фрейд считал, что в основе агрессивного поведения человека лежит врожденный инстинкт борьбы, присущий всему животному миру, включая человека, позволяющий ему выживать в различных условиях существования. Выраженность агрессивности может варьировать в широких пределах (от едва заметной до чрезмерно выраженной). Крайней формой агрессии является «насилие» (физическое, психологическое, сексуальное, экономическое, социально-культурное), включающее широкий диапазон различных действий, целью которых является власть над другим человеком.
Очевидно, агрессивность должна присутствовать у развитой личности, поскольку потребности индивидуального развития формируют в человеке способность и стремление к устранению препятствий, в том числе и к их физическому преодолению. Полное отсутствие агрессивности формирует чрезмерную податливость индивидуума и невозможность иметь и реализовывать свою активную жизненную позицию.
Однако, чрезмерное ее развитие начинает быстро определять специфику личности, а частые приступы агрессии превращают ее в конфликтную с затруднением жизни в социуме. В крайнем выражении неконтролируемая агрессия становится клинической/социальной патологией, которая утрачивает избирательно-рациональную направленность и превращается в способ поведения, который проявляется в неоправданной жестокости, враждебности, злобности и негативизме.
Внутренняя агрессия, как это ни странно, имеет свойство накапливаться. Поскольку правила общежития в современном конформистском социуме в большинстве случаев предусматривают подавление агрессии — сдерживание злости, гнева, ярости, это формирует предпосылки к отсроченному эмоциональному/телесному взрыву. По сути, это подавленная агрессия, с которой часто сталкивается каждый человек. К сожалению, внутренняя агрессия не утилизируется в организме, ее можно либо выразить, либо подавить.
Возникает своего рода психологическая бифуркация: подавленная агрессия (самозапрет выражать гнев, ярость, враждебность) уходит на уровень подсознания и приводит к разрушительным действиям на наш организм (психогенные заболевания), а их выражение создает риск разрушения социальных/межличностных отношений. Единственным оптимальным способом разрешить это противоречие является научится выражать накопившуюся агрессию социально приемлемыми/безопасными средствами для себя и окружения. Регулярное снятие избыточной агрессии — это единственный путь не загонять агрессию глубоко внутрь и поддерживать свой организм в оптимальном эмоциональном состоянии. К таким способам относятся активные физические упражнения, способствующие мышечной разрядке (удары по груше, резкие прыжки, танцы), резкий крик, глубокое дыхание, смех, медитации и др.
Агрессивные действия у ребенка наблюдаются с раннего детства. Вначале, это проявляется преимущественно в импульсивных приступах упрямства, сопровождающихся вспышками гнева, злости, часто с кусанием, криком, драчливостью, которые не поддаются управлению родителями. Такие дети обижаются по каждому поводу легко выходят из себя. Агрессивные дети раздражительны, драчливы, обидчивы, легко/быстро возбудимы, упрямы, несговорчивы и настроены враждебно к окружающим. Отношения маленьких агрессоров с родителями, педагогами и сверстниками всегда напряжены.
Исследователями были выявлены следующие критерии агрессивности ребенка:
· Частая потеря контроля над собой, над своими эмоциями.
· Часто отказывается что-либо сделать и сердится.
· Часто противоречит, спорит, ругается с взрослыми.
· Часто специально провоцирует и раздражает взрослых/детей.
· Часто категорически отказывается выполнять требования и правила.
· Завистлив, мстителен, в своих ошибках винит других.
· Высоко чувствителен к негативному отношению к себе, быстро реагирует на все действия детей и взрослых окружающих.
Имеют неврологические недостатки: рассеянное/неустойчивое внимание, слабая память, плохое запоминание.
· Не прогнозирует последствий своих действий.
У детей любого возраста выделяются 2 формы агрессии:
· Недеструктивная агрессия — неврожденное настойчивое самозащитное поведение с целью достижения цели. Эта форма агрессии вызвана врожденными механизмами, которые направлены на адаптацию к внешней среде — самоутверждение, приобретение опыта, достижение цели, удовлетворение желаний. Проявляется сразу после рождения ребенка.
· Враждебная деструктивность — неприятное, злобное поведение, причиняющее окружающим боль, проявляющееся яростью, гневом, ненавистью, мстительностью, задиристостью и др. Враждебная деструктивность после рождения не проявляется сразу, но механизмы ее генерирования существуют с начала жизни ребенка.
Причины детской агрессии варьируют в широких пределах. Выделим лишь некоторые из них:
· Стремление к доминированию (быть главным).
· Привлечение внимания к себе у сверстников.
· Подчеркивание своего превосходства с ущемлением достоинства других.
· Защита и месть (как правило в ответ на насильственные действия окружающих).
· Стремление получить нужный/желаемый предмет.
· Психологи считают, что агрессия у ребенка 2 лет (до 3 лет) является естественным процессом и родители не должны пугаться и переживать. Как правило причинами агрессивного подведения у ребенка 2 лет является усталость, перевозбуждение, плохое самочувствие, голод/жажда. Агрессивное поведение особенно часто проявляется у ребенка в первый кризисный период (3 года), однако при отсутствии биологического фактора агрессивности и правильном подходе родителей к этой проблеме впоследствии у детей 3-4 лет агрессивное поведение исчезает. Однако, если агрессия у ребенка 3 лет нарастает/учащаются случаи агрессии, родителям следует проанализировать атмосферу в семье, методы воздействия на ребенка или обратиться к психологу.
Исследователями были выявлены следующие критерии агрессивности ребенка:
· Частая потеря контроля над собой, над своими эмоциями.
· Часто отказывается что-либо сделать и сердится.
· Часто противоречит, спорит, ругается с взрослыми.
· Часто специально провоцирует и раздражает взрослых/детей.
· Часто категорически отказывается выполнять требования и правила.
· Завистлив, мстителен, в своих ошибках винит других.
· Высоко чувствителен к негативному отношению к себе, быстро реагирует на все действия детей и взрослых окружающих.
· Имеют неврологические недостатки: рассеянное/неустойчивое внимание, слабая память, плохое запоминание.